7 правил полетов в риджах

7 правил полетов в риджах

Сообщение drDiman » 02 июл 2009, 01:10

Представляем вашему вниманию новую статью нашего пилота и постоянного автора Сергея Капицина (Miracle). Сергей обобщил свой опыт риджевых полетов и свел его к семи правилам, которые действительно могут помочь вам летать эффективнее и избегать досадных ошибок.
Приятного чтения ;)

Текст статьи:
canion-flight-soaring.jpg
Сергей Капицын (Miracle), г.Москва


В статье Джона Кокрейна "Чуть быстрее, плиз", которую я недавно перевел, рассматривается стратегия ХС-полетов в термиках. О риджах же не было сказано почти ничего. Я решил восполнить этот пробел и поделиться с вами теми правилами, которые использую сам в риджевых тасках. Я не претендую на изложение истины в последней инстанции, а просто постараюсь скомпилировать свой опыт полетов в риджах.
Надеюсь, эти семь простых правил помогут вам летать эффективнее.

1) Держитесь верхней трети склона.

Ридж набирает силу с высотой и развивает максимальную скорость в верхней трети склона.

ridge-1.png
ridge-1.png (7.45 Кб) Просмотров: 121


Самый лучший вариант - держаться под углом примерно в 45 градусов к вершине.

ridge-2.png


Но это идеальный случай, в жизни такие ровные хребты практически не встречаются. Высота хребта постоянно меняется, и если в одном месте вы находились под углом в 45 градусов к вершине, то через пол-километра вы можете оказаться над ней, а еще через километр - вершина станет выше вас. Поэтому просто старайтесь держаться поближе к вершинам.

2) Старайтесь поскорее выбраться наверх.

Правило, следующее из предыдущего: выгоднее побыстрее набрать высоту в ридже, чтобы использовать наиболее сильную его часть. Сбросив скорость до минимальной, чтобы побыстрее оказаться наверху, вы выиграете у того, кто летит с большой скоростью, набирая высоту постепенно.

ridge-3.png


Следствие из правила 2: пока дорога идет "в гору", старайтесь лететь на минимальной скорости. Это обеспечит вам наилучшую скороподъемность и позволит вам все время держаться наверху. Особенно важно лететь медленно, если впереди перевал. Если вам за счет некоторой потери скорости удастся преодолеть его с ходу, это окупится многократно (см. п.5).

Так как все риджевые таски обычно начинаются над долинами, потом от предгорий забираются в горы, а потом - обратно в долину, то первую половину пути я обычно вижу на спидометре значения от 80 до 120 км/ч, зато во второй - больше 200.

Градиент скорости потока зависит не только от скорости ветра, но и от наклона стенок горы, холмов. Поэтому, выгоднее быстрее пролететь пологий склон и притормозить у более крутого, конечно если такой склон, будет в ближайшей доступности.

3) Замедляйтесь в лифтах, ускоряйтесь в синках.

Полет в риджах и слоупах (термиках, формирующихся на склонах) более всего похож на полет стилем "дельфин". Поэтому тактика должна быть точно такой же: замедляйтесь в восходящих потоках, ускоряйтесь в нисходящих. Этим вы повышаете свою среднюю скорость. Чем сильнее локальный подъем, тем больше вы выигрываете за каждую секунду, в течение которой в нем находитесь. Поэтому старайтесь замедляться тем сильнее, чем выше показания варио. Используйте все: триммер, закрылки — только чтобы подольше провисеть в сильном потоке.

ridge-4.png


Отроги горных хребтов образуют "сопла", в которых всегда подъем лучше, чем в остальных местах, потому что ветер набирает в них большую скорость.

ridge-5.jpg


Увидев такое "сопло" будьте готовы обработать мощный восходящий поток: заранее сбросьте скорость и будьте готовы резко сделать "горку" и выпустить закрылки как только стрелка вариометра пойдет вверх (не дожидайтесь, когда она покажет подъем! Делайте "горку" еще при отрицательных значениях, если стрелка резко пошла вверх!). Чем дольше вы провисите на минимальной скорости в максимальном подъеме, тем больше будет ваш выигрыш.

4) На переходах держите такую скорость, чтобы придти к верхней трети следующего склона.

Тише едешь - дальше будешь :) Пилот, пролетевший переход быстрее и потерявший больше высоты, вынужден будет восполнять ее в относительно слабом ридже, да к тому же, и на меньшей скорости. Вспомните Кокрейна: единица МС в подъеме стоит в несколько раз дороже, чем единица МС на переходе. Будьте умнее: рассчитывайте переход так, чтобы оказаться если и не на вершине следующего хребта, то хотя бы поближе к ней. У меня это окупалось всегда.

ridge-6.png


Умение на глазок определять оптимальную скорость перехода приходит только с опытом. Но попробую дать несколько рекомендаций. Если есть сомнения, что вы сможете придти к верхней трети следующего склона, держите около 120 км/ч. Меньше - бессмысленно. Скорость на переходе упадет заметно, а высоты вы выиграете немного.
Если есть уверенность, что вы придете к верхней трети склона - держите 150 км/ч.
Если вы видите, что точно придете к вершине - больше 200 км/ч.

5) Старайтесь не вставать в спирали.

То, что нормально в равнинном полете, в ридже - бессмысленная и беспощадная трата времени! Каждый виток спирали - это километр-два отставания! Рассчитывайте полет так, чтобы НИКОГДА не вставать в спираль. Лучше чуть медленнее долететь до перевала и взять его "ходом", чем долететь чуть быстрее и встать в спираль, потому что у вас не хватило нескольких десятков метров высоты.
Сколько раз было на моей памяти, когда другие пилоты отрывались от меня на переходе, а потом намертво "залипали" перед перевалом, который я, летевший медленно и берегший высоту, пролетал не останавливаясь. Бывали случаи, когда я после этого отрывался от них на 30 км! Вот какой бывает цена беспечности.

Если вам все же пришлось встать в спираль, помните о двух НИКОГДА:
  • НИКОГДА не крутите спирали у склона. Только восьмерки, с отворотом от склона. К спиралям можно переходить только после того, как вы оказались метров на 50 выше вершины.
  • НИКОГДА не теряйте скорость почти до скорости срыва. Срыв вблизи склона — верный краш. Даже самые опытные пилоты не раз теряли свои аппараты, сорвавшись в штопор. Внимательно следите за своей скоростью и не допускайте того, чтобы она стала ниже 100 км/ч для стеклянных планеров. Для АСК-13 этот порог снижается до 80 км/ч.


6) Используйте самые высокие и крутые наветренные склоны по пути, даже если придется отклониться от маршрута.

Не старайтесь во что бы то ни стало следовать как можно точнее по линии пути. Зачастую гораздо выгоднее сделать небольшой крюк и пролететь вдоль хорошего, мощного хребта, чем тащиться в слабеньких риджах невысокого или вообще "прыгать с кочки на кочку".

ridge-7.jpg


7) Держитесь наветренных хребтов

Еще важнее следить за тем, чтобы ваш путь пролегал по наветренным хребтам, особенно если вы летите таск впервые и еще нетвердо знаете маршрут и его особенности.
Всегда помните о том, что в случае чего перепрыгнуть с наветренного хребта на подветренный ГОРАЗДО проще, чем наоборот. Бывает, что наоборот - вообще невозможно. Но в любом случае, это связано с несравнимо бОльшими потерями времени. Поэтому ВСЕГДА выбирайте наветренный хребет при прочих равных условиях, даже если полет вдоль него сопряжен с бОльшим отклонением от маршрута.

ridge-8.jpg


Единственное исключение — если вы хорошо знаете местность и точно уверены в том, что вам удастся без больших потерь перескочить с подветренного хребта на наветренный.
Например, в одном таске я нашел очень эффективный маршрут, который проходил по подветренным склонам, с последующим выходом на наветренные. Но нашел я его только с четвертого раза!

Эти семь несложных правил позволяют мне довольно успешно летать в риджах. Искренне надеюсь, что и вам они помогут летать быстрее и эффективнее.

Удачи!
Вложения
canion-flight-soaring-th.jpg
canion-flight-soaring-th.jpg (31.22 Кб) Просмотров: 124
drDiman
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 17:41
Откуда: г. Днепропетровск
Полное имя: Дмитрий Бедняк
Соревновательный номер: DRD
Condor Club ID: 741

Re: 7 правил полетов в риджах

Сообщение Vladimir Zulu » 28 апр 2011, 07:57

А вот упоминали на форуме роскошную вещь -http://www.aerodrome-gruyere.ch/windmap/.
Распечатал на цветном принтере и сделал склейку из четырех листов А4, получил ветровую карту под "бриллиант", направление ветра взял из задания. В восторге! Мало того, что скороподъемность по риджу есть, так еще и рельеф очень хорошо отображается, вернее "поднимается" на карте раскраской.
Тут можно и анализ полета и 3D сделать.
Vladimir Zulu
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 апр 2011, 22:51
Полное имя: Владимир Зимин
Соревновательный номер: VZ1
Condor Club ID: 13305

Re: 7 правил полетов в риджах

Сообщение drDiman » 28 апр 2011, 14:28

Очень интересный сервис. Жаль, только под альпы.
drDiman
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 17:41
Откуда: г. Днепропетровск
Полное имя: Дмитрий Бедняк
Соревновательный номер: DRD
Condor Club ID: 741


Вернуться в Статьи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron